Раздел 5. Современные образовательные технологии в преподавании философских курсов обучающимся по медико-биологическим направлениям подготовки (10 часов).
Тема 5.1 Преподаватель как режиссер социально-гуманитарного курса: общая методология разработки (2 часа)
Образовательный курс как социально-гуманитарный проект. Роли в новой «образовательной архитектуре»: продюсер (режиссер), менеджер по работе с клиентами, методист, графический дизайнер, специалист по контролю качества, эксперт. Цели и этапы разработки социально-гуманитарного образовательного курса (концепция, сценарий, модель визуализации, модель управления знаниями, средства контроля и т.д.), типы курсов. Методики разработки курса и фундаментальные теоретико-методологические предпосылки. Образование 2.0, образование 3.0, хьютагогика: правда или вымысел? Разбор кейсов.
Тема 5.2 Вызовы и риски для преподавателя как субъекта деятельности в пространстве социально-сетевой культуры(2 часа)
Современные реалии, продиктованные пандемией, столкнули преподавателей и студентов в одном виртуальном пространстве. В этом новом мире возникла необходимость создавать новый цифровой кодекс взаимоотношений, лавируя между Сциллой виртуальной свободы действий и Харибдой заповедей университета.
Грамотные отношения преподавателя со студентом в режиме дистанционного обучения строятся на четких правилах цифровой коммуникации, которые необходимо соблюдать обеим сторонам. Студенты, как аборигены виртуальной среды, не должны переносить привычный межличностный характер общения в Интернете на лекцию, а преподаватели, будучи цифровыми иммигрантами, должны адаптироваться в новой для себя среде. В рамках лекции будут рассмотрены принципы управления сетевой публичной коммуникацией.
Тема 5.3 Роль медико-биологического кейса в преподавании социально-гуманитарных дисциплин. (2 часа)
На основе опыта проведения занятий на философском, юридическом и социологическом факультетах МГУ им. М.В.Ломоносова будет продемонстрирована роль кейсов, а также предложена методика их применения в рамках преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Особое внимание будет уделено включению в преподавание кейсов, связанных с развитием медицинской генетики (в частности, на примере исследований наследственно обусловленной кардиомиопатии).
Тема 5.4 Проблема "copy-paste" в образовании: технологии и типовые ошибки при проведении проверки на объем заимствований (2 часа)
Активное развитие и распространение цифровых технологий значительно упростило поиск и получение информации. Между тем, проблема авторских прав в сети "Интернет" стала одной из ключевых и оказала огромное влияние на сферу образования. Для студента метод подготовки письменных работ с помощью "copy-paste" оказывается значительно более простым и естественным с точки зрения пользователя сети "Интернет", чем самостоятельное написание текста. В лекции будут разобраны основные технологии проверки текстов преподавателями на объем заимствований, типовые ошибки при оценке результатов проверки, а также возможные методы разъяснительной и воспитательной работы со студентами по проблеме "copy-paste".
Тема 5.5 Этика общения в виртуальной образовательной среде (2 часа)
Появление виртуальных пространств и практик виртуальной коммуникации стало новым вызовом для этики как исследовательской дисциплины. Изначально этическая рефлексия вращалась вокруг вопроса: «Являются ли виртуальные пространства естественным продолжением обыденной среды, или же они – особая реальность, где может действовать иная, не совсем привычная мораль?» Одновременно с развитием новых технологий эта дилемма во многом потеряла свою категоричность, но постепенный переход среднего и высшего образования в виртуальную среду частично напомнил и о давних дискуссиях, а также актуализировал споры насчет целей, ценностей и приоритетов образования. Расширение электронной среды, несомненно, несет в себе этические риски, связанные, к примеру, с дополнительной формализацией, анонимностью и разрушением образовательной дистанции но, с другой стороны, открылись новые возможности для построения эффективной интеллектуальной коммуникации.